Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Долгожитель Махмуд Эйвазов из Азербайджана

Долгожитель Махмуд Эйвазов из Азербайджана

Обычно у специалистов-геронтологов вызывает сомнения необычайно большой возраст долгожителей Азербайджана и других республик Закавказья. Скептики часто указывают на то обстоятельство, что мусульмане пользуются лунным календарем и это, мол, приводит к значительному увеличению исчисления их возраста. Однако по лунному календарю один год соответствует 354 дням (високосный — 355 дням), а 100 лет соответствует 97 годам по солнечному календарю. Следовательно, в случае 100-летнего возраста по лунному календарю истинный возраст долгожителей уменьшается всего лишь на 3 года. Кроме того, Азербайджан в 1828 г. вошел в состав Российской империи, и с этого времени большинство азербайджанцев пользуются григорианским календарем.

Учитывая упомянутые обстоятельства, рассмотрим проблему максимального возраста долгожителей Азербайджана, который считается регионом самого высокого долголетия в мире. Этой проблеме посвящены работы многих известных ученых. Так, М. Н. Султанов сообщает о 128-летней Хатын Джана, о 129-летнем Зульфугаре и о 142-летней Гюлябайтына из Нахичевани. X. А. Базиян, изучающий долголетие в Нагорном Карабахе, пишет, что армянин Амбарцум Григорьевич Григорян прожил 143 года (1823—1966). Д. Ф. Чеботарев сообщает о 150-летнем азербайджанском крестьянине Ширин Гасанове. Известный колхозник Махмуд Эйвазов в 1956 г. в возрасте 148 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1958 г. ему исполнилось 150 лет. Есть сведения о том, что азербайджанец Исмаил Айтралиев про¬жил 160 лет. Своеобразный рекорд долголетия, как считается, поставил Ширали Муслимов, который прожил 168 лет (1805—1973). Меджиду Агаеву в 1978 году исполнилось 143 года.

Представляет интерес и тот факт, что такие известные долгожители, как Махмуд Эйвазов, Ширали Муслимов, Меджид Агаев проживали в горном районе Лерик Азербайджана. Чем же можно объяснить тот факт, что именно в этом горном районе живут сверхдолгожители?

Русский ученый П. Заболоцкий, который в 1836 г. подробно описал Талышское ханство (тогда в его состав входили нынешние Ленкоранский, Астаринский, Ярдымлинский, Лерикский и Масаллинский районы Азербайджана), обнаружил, что в Зувантской области (нынешний Лерикский район) продолжительность жизни была более высокой, чем в других местах Талыша. В названной местности он встретил 126-летнюю долгожительницу по имени Хан-Ханум. Несмотря на такой преклонный возраст, она сохранила подвижность и отличную память—она помнила известного полководца Надир-Шаха, который был провозглашен шахом Ирана в 1736 г. и правил до своей смерти в 1747 г. Если допустить, что Хан-Ханум помнит Надир-шаха с 1736 г. или, в крайнем случае, с 1747 г., и с этого времени прошло 89—100 лет, то можно только позавидовать ее памяти.

Так как до сих пор, по утверждению некоторых авторов, возраст человека свыше 120 лет документально не доказан, представляло интерес провести анализ достоверности определения возраста некоторых известных супердолгожителей. Рассмотрим, например, одного из сверхдолгожителей Азербайджана Махмуда Эйвазова, который, как принято считать, прожил 152 года (1808—1959). В 1956 г. Махмуд Эйвазову исполнилось 148 лет. М. Д. Грмек, хотя и приводит в своей книге фотографию этого 148-летнего долгожителя Азербайджана, но сомневается в достоверности его возраста, мотивируя это тем, что в Азербайджане в XVIII — XIX вв. не проводилась регистрация рождения. Действительно, в Азербайджане в указанные периоды регистрация рождений не проводилась, но есть достоверные источники, которые свидетельствуют о том, что возраст Махмуда Эйвазова соответствует действительности. Известно, что в 1804—1813 гг. шла первая русско-иранская война. Махмуд Эйвазов родился в 1808 г. В этом же году русские войска под руководством Кирилла Волынского с большим трудом продвигались из города Ленкорани в сторону Талышских гор, в том числе и в Зуванд (нынешний Лерик), граничащий с Ираном. В 1808 г. день, когда родился Махмуд Эйвазов, совпал с сильным землетрясением, вызвавшим много бедствий в Талыше. Камнепад, вызванный этим землетрясением, обрушился также и на русских солдат. В это время с Эйлага (высокогорного летнего пастбища) спускалась беременная мать Махмуда — Агабаны. Перепуганной женщине необходимо было оказать медицинскую помощь, принять у нее роды. Среди русских войск находился известный врач Александр Александрович Алмазов. Он и оказал Агабаны необходимую медицинскую помощь. Так появился на свет маленький Махмуд. Более того, Александр Алмазов зафиксировал в своих письмах день рождения Махмуда Эйвазова.

В 1958 г. жители Азербайджана отмечали 150-летие Махмуда Эйвазова. Для него день юбилея ознаменовался большой радостью еще и потому, что среди гостей была и правнучка Александра Александровича Алмазова — москвичка Александра Алмазова. Своеобразным свидетельством, подтверждающим возраст Махмуда Эйвазова, служил большой валун, который скатился с гор во время землетрясения. На этом камне сначала родители Махмуда, а затем и он сам каждый год отмечали возраст, делая зарубки. Этот необыкновенный календарь служил Махмуду ровно 112 лет, то есть До 1920 г. (до установления Советской власти в Азербайджане). В 1920 г. большой отряд Красной Армии двинулся в Талыш, чтобы очистить эту местность от муссаватистов, и красноармейцам пришлось взорвать этот камень — вековой свидетель жизни Махмуда, чтобы проложить дорогу для продвижения войск.

Известно также, что многие представители рода Эйвазовых, особенно молодой Махмуд, подвергались преследованиям со стороны хана Талыша. Действительно, когда Махмуду было 17—18 лет (1825—1826), Талышским ханством управлял хан Мир-Мустафа. Преследование и гонение Махмуда Эйвазова кончились лишь тогда, когда в жизни азербайджанского народа произошло знаменательное событие: в 1828 г. по условиям Гюлистанского договора между Россией и Ираном весь Северный Азербайджан, в том числе и Талышское ханство, полностью присоединился к России.

Есть еще одно доказательство, подтверждающее возраст Махмуда Эйвазова. Известно, что Эйвазов был женат трижды. У него было 23 сына и дочери, причем трем его сыновьям было больше 100 лет, а старшей дочери Лале в 1956 г. было 120 лет. Учитывая возраст потомков и время его вступления в брак, можно прийти к выводу, что Махмуд Эйвазов прожил около 150 лет. Мать Махмуда Агабаны прожила 150 лет и умерла в 1930 г., когда Махмуду было 122 года. Не вызывает сомнения, что возраст Махмуда указан по лунному календарю, в действительности же он прожил 145—146 лет.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!