Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Иллюзии и реальность

Иллюзии и реальность

Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

Л. Толстой


С глубокой древности и до настоящего времени людям всегда казалось, что природа несправедливо отвела им необычайно краткое существование, обрекая их на смерть не через 6000 лет (как, например, «драконово» дерево на острове Тенерифе) или даже не через 200—300 лет (как некоторых черепах, рыб), а всего через 60—70, в крайнем случае — 100—120 лет.

Во многих мифах и легендах рассказывается о растениях, могущих дать человеку бессмертие, или, в крайнем случае, необыкновенно долгую жизнь. Вспомним хотя бы библейское «древо жизни». В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» упоминается о соке дерева, продлевающего жизнь человека до 10 000 лет. Древние греки, римляне мечтали найти дерево, плоды которого якобы возвращают утраченную молодость. То же самое можно сказать и о «живой воде». Еще древние египтяне мечтали о «прохладной воде вечной жизни». Сказания о ней встречаются у древних иудеев, индийцев, африканских народов, древних руссов. По русским былинам, ключ живой воды бьет на острове Буяне, что лежит посредине «моря-океана». Есть предание, что Александр Македонский предпринял поход в Индию именно из-за стремления найти там источник вечной жизни.

А вот китайский император Цинь Ши Хуанди (246—210 гг. до н. э.), воздвигший Китайскую стену, снарядил в Восточное море целую экспедицию во главе со Су Ше на поиски трех островов бессмертия. «Су Ше, — повествует китайский историк, — открыл земли, замечательные своим миролюбием и плодородием. Там он поселился, стал королем и не вернулся назад». Что же касается императора Цинь Ши, то, зная величайшее стремление своего господина жить вечно, царедворцы девять месяцев после смерти властелина не хоронили его, держа забальзамированный труп на троне и спрашивая у него совета по делам управления поднебесной империей. Лишь после этого, преодолевая страх и сомнение, приближенные предали его прах земле.

История человечества полна удивительных примеров подобных поисков и стремлений к бессмертию, породивших многочисленные легенды. Одна из них — о философе пифагорийской школы Апполлонии Тианском, который в поисках бессмертия совершил путешествие в далекую Индию, Египет, Сицилию, Гибралтар и который якобы дожил до XII в. под фамилией алхимика Артефиуса. Среди искателей вечной жизни — кастильский идальго Хуан Понс де Леон, в поисках острова бессмертия Бимини открывший Флориду («Там на острове Бимини протекает ключ волшебный, удивительные воды юность людям возвращают», — писал Генрих Гейне). А среди авантюристов — граф Сен-Жермен, объявившийся в 1750 г. в Париже и выдававший себя, по словам А. С. Пушкина, за «изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Легенда приписывает графу Сен-Жермену открытие тайны бессмертия, что позволило ему дожить, по крайней мере, до 1938 г., когда его якобы видели в одном из венецианских отелей.

Упомянем также «красивую и жуткую» легенду о человеке, который извечно «ходит по земле, бессмертно живет среди людей, являясь свидетелем их заблуждений и ошибок, радостей и горя, глупости и зверства» (М. Горький). Это легенда о еврее Агасфере, который не разрешил Иисусу Христу, влачившему тяжкий крест на Голгофу, прислониться к стене своего дома.

— Иди! Иди! — крикнул он под одобрительные крики фарисеев.

— Нечего отдыхать!

— Хорошо, — молвил Христос. — Но и ты тоже всю жизнь будешь идти. Будешь скитаться в мире вечно, и никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти.

И с тех пор Агасфер, как бездомный бродяга, много веков скитается по свету. Его якобы встречали в 1223 г. при испанском дворе, в 1242 г. — во Франции, в 1505 г. — в Богемии, в 1599 г. — в Вене, а вскоре — и в Москве, в 1603 г. — в Любеке, в 1640 г. — в Брюсселе, в 1658 г. — на родине Шекспира в Стратфорде. В конце XVII в. профессора Оксфорда и Кэмбриджа устроили ему пристрастный экзамен по древнейшей истории, географии, восточным и европейским языкам. Агасфер блестяще ответил на все многочисленные вопросы, без акцента говорил на многих языках. В 1818, 1824 и 1880 гг. он снова появлялся в Англии, а последнее упоминание о нем относится к посещению им американского арендатора О. Тради, которому Агасфер подарил томик Талмуда. Это было около ста лет назад.

Конечно, никто не воспринимает эту легенду всерьез. Несомненно, что за Агасфера выдавали себя ловкие проходимцы и мошенники типа графа Сен-Жермена. Затем эта странная фигура перешла со страниц исторических хроник в художественную литературу. Об Агасфере писали Ф. Шиллер, Г. Гейне, Ж. Беранже, М. Шелли, В. А. Жуковский и А. С. Пушкин. А Эжен Сю посвятил ему целый роман. Однако нашлись ученые, поверившие в бессмертие Агасфера. Например, немецкий ученый Миттернахт (XVII в.) написал объемистую диссертацию, в которой на примере Агасфера подробно рассмотрел проблему человеческого бессмертия. А. Горбовский в своем эссе «Стучавшие в двери бессмертия» по этому поводу писал: «Мы будем совершенно правы, отрицая все, что связано с именем Агасфера: в легенде нет ни крупицы истины, все от первого и до последнего слова в ней ложь, а многочисленные исторические свидетельства и сообщения — чья-то изощренная фальсификация. При такой постановке вопроса все ставится на свои места и обретает столь привычную ясность, но почему человек все-таки стремится за грани рационального, за пределы логически объяснимого? Почему вопреки видимой неправдоподобности нам так хочется поверить, что были люди, которым удалось достичь недосягаемого — бессмертия? Не потому ли, что, как сказал Станислав Цвейг, «нет ничего прекраснее правды, кажущейся неправдоподобной»? Мечта об осуществленном бессмертии и есть та прекрасная неправдоподобность.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!