Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Отношение религии к эвтаназии

Отношение религии к эвтаназии

Официальная позиция религиозных организаций в отношении к эвтаназии носит отрицательный характер. Однако ее причины своеобразны. Зарубежный исследователь Дж. Шовальтер по этому поводу писал, что религиозная оппозиция по отношению ко всем формам эвтаназии основана на вере в божественную природу страдания или «в исключительное право бога определять предел человеческой жизни».

Ранее упоминалось о религиозном догмате об исключительном праве бога определять продолжительность жизни человека. Что касается представления христианства о божественном источнике страдания как средства очищения и спасения души, то оно входит в число основных догматов многих религий мира. Страдание есть не худшее из зол, которое может нас постигнуть, утверждают богословы, оно призвано привлекать наше внимание к возможности большего зла — отпадения от бога, следовательно, страдание может быть для нас неоценимым благом.

Несмотря на отрицание эвтаназии, позиции некоторых церковных организаций в этом вопросе крайне непоследовательны. Например, двойственная позиция католической церкви по отношению к эвтаназии проявилась в речи папы Пия XII на Международном конгрессе анестезиологов в 1957 г. В ней Пий XII сформулировал понятие «экстраординарных» и «ординарных» мер (средств) лечения. В частности, он сказал: «Врач должен огласить ясное и точное определение смерти и момент ее наступления у больного, ушедшего из жизни при полном отсутствии сознания. Если болезнь достигла «безнадежного предела», медицина не должна противопоставлять ей какие-либо экстраординарные приемы лечения».

К ординарным средствам лечения папа отнес такие средства, которые легкодоступны и не требуют значительных усилий и денежных затрат сверх того, что человек считает соответствующим своему образу жизни и финансовым ресурсам. Все, что за пределами этого, считается «экстраординарными» средствами лечения. В частности, из экстраординарных мер пролонгации жизни названы «очень дорогие в данное время методы, болезненные, опасные, трудные, необычные или такие, когда благоприятный эффект не пропорционален возникающим неудобствам и осложнениям». Таким образом, экстраординарные методы лечения с точки зрения религиозной морали являются допустимыми, но необязательными мерами терапевтического воздействия. В своей речи папа подчеркнул, что применение экстраординарных методов было бы обременительным для большинства людей и затруднило бы их служение более высокой цели, под которой подразумеваются духовные, религиозные аспекты жизни. По сравнению с ними материальная жизнь, в том числе здоровье, как считает папа, менее важна и ценна. Однако для некоторых людей папа допускает применение экстраординарных методов лечения в той мере, «в какой это не мешает выполнению более важного религиозного долга».

На практике позиция католической церкви по отношению к эвтаназии реализуется в относительной дешевизне, но и в малой эффективности лечения трудящихся с помощью обычных методов и средств медицины и в дорогостоящем лечении богачей с использованием наиболее дорогих и эффективных лекарств, методов диагностики и терапии.

В «Этических директивах для католических больниц» написано следующее: «Прямое убийство человека, даже по его просьбе, всегда представляет собой зло. Любая лечебная процедура, единственным и немедленным следствием которой является смерть человеческого существа, есть прямое убийство... Эвтаназия (убийство из милосердия) во всех ее формах запрещается. Отказ от применения ординарных средств сохранения жизни приравнивается к эвтаназии. Отказ же от экстраординарных мер лечения, которыми подчас только и можно сохранить жизнь больного, эвтаназией не считается».

В целом католическое учение об «ординарных» и «экстраординарных» мерах лечения можно определить как попытку теоретического обоснования моральной допустимости самоустранения врача в критических ситуациях — так называемой эвтаназии. Таким образом, католическая церковь допускает «непрямую», «косвенную» эвтаназию. Нельзя убивать человека, толкуют теологи, но можно предпринимать такие действия, «предвидимым, но желаемым» результатом которого может быть его смерть. Эта так называемая «доктрина двойного эффекта» пытается совместить верность моральным нормам в теории с допущением аморальной практики.

Проблема определения факта смерти человека, в том числе и приемлемости эвтаназии, нуждается в дальнейших исследованиях, которые должны включать в себя не только медицинские, но и правовые, этические и экономические аспекты.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!