Эвтаназия для безнадёжно больных
Среди обсуждающихся проблем эвтаназии — вопрос о продлении (пролонгации) жизни безнадежных больных, находящихся в бессознательном состоянии в результате дорожной катастрофы, диабетической комы, отравления угарным газом, асфиксии и т. п. Жизнь таких больных поддерживается искусственно, часто при помощи весьма дорогостоящих методов. Примером такой пролонгированной жизни является случай с канадской девушкой, которая умерла в возрасте 21 года, причем последние 12 лет находилась в коматозном состоянии и ее жизнь поддерживалась искусственно. Или случай с американской девушкой Карен Энн Куинлан, которая в 17 лет была доставлена в больницу с обширными повреждениями мозга. Она не может дышать, пить, есть. 13 лет жизнь девушки поддерживается искусственно, и суд не разрешает отключить аппаратуру, так необходимую для других пациентов, которых можно спасти.
Недавно в Цюрихе был привлечен к суду профессор У. Хеммерли за то, что он отказался неопределенно долго поддерживать жизнь безнадежных больных в своей больнице «Тримли». И хотя обвинения с врача были сняты, призыв Хеммерли пересмотреть некоторые понятия о профессиональном долге врача является предметом жарких дискуссий.
На Западе широкое распространение получила теория «права человека на смерть», которое рассматривается как одно из основных прав человека вообще. Отсюда делается вывод о том, что человек может неограниченно распоряжаться своей жизнью, вплоть до самоубийства или эвтаназии. Г. И. Царегородцев и Е. В. Кармазина считают: «Если отбросить крайнюю позицию, согласно которой эвтаназия выступает как средство избавления общества от всех «бесполезных» его членов (в этом случае, по существу, оправдывается соответствующая практика нацистской Германии, то большинство зарубежных авторов выделяют следующие категории больных, по отношению к которым предлагается реализовать принцип эвтаназии:
1.Неизлечимо больные люди, постоянно испытывающие физические страдания (в качестве примера обычно приводят состояние онкологических больных с генерализованными метастазами);
2.Больные в состоянии комы, неспособные существовать без искусственного поддержания жизни;
3.Больные с безнадежно поврежденным мозгом, если в остальном их организм функционирует нормально (речь идет о том, следует ли проводить в таких случаях реанимацию);
4.Новорожденные с врожденными аномалиями, неспособные выжить без хирургического вмешательства (вопрос об эвтаназии поднимается в том случае, если родители отказываются от ребенка);
5.Хронические больные с необратимыми возрастными изменениями (в случае, если они высказывают желание подвергнуться эвтаназии);
6.Больные, по каким-либо причинам отказывающиеся от лечения в ситуации, когда отказ от лечения неизбежно должен привести к смерти.
Обсуждаются и многие практические вопросы эвтаназии. Например, такие, как: кто должен осуществить безболезненное добровольное умерщвление пациента—лечащий врач, медсестра, родственники, сам больной или врач — член специально созданной комиссии? Не лучшей ли формой безболезненной смерти является пассивная эвтаназия?
Для частно практикующейся медицины Запада характерен экономический подход к проблеме борьбы за жизнь неизлечимо больных людей. Часто задается вопрос: сколько же больных пациентов лишаются медицинской помощи из-за того, что огромные средства расходуются на поддержание жизни одного такого больного? Подсчитано, что в США поддержание жизни одного подобного пациента в течение года обходится в 66 тыс. долларов. В Великобритании на одной койке, занимаемой таким больным, можно разместить свыше 30 пациентов в год. Поддержание жизни безнадежно больного в странах с платной системой медицинской помощи может разорить его родственников или организацию, которая оплачивает пролонгацию его жизни. Такова стоимость пролонгации жизни одного безнадежно больного человека. В 1975 г. на симпозиуме ООН по биологии и этике в Варне доктор Г. Вольстенхольм (Великобритания) в своем докладе «Этические проблемы, связанные со старческим возрастом и смертью» привел для этой дилеммы такое образное сравнение: представим себе тело человека, обезглавленного на гильотине. Пролонгировать жизнь безнадежно больного человека — все равно, что пытаться поддержать живым обезглавленное тело.