Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

Эвтаназия

Одна из нерешенных проблем медицинской этики и психологии — страх смерти. Многие философы — от Сократа до Ясперса — утверждали, что жизнь есть главным образом непрерывное приготовление к смерти. Победить страх смерти помогает осознание ее эволюционной ценности. Смерть придает смысл и особую неповторимую ценность быстротекущей жизни, заставляет ценить ее каждый неповторимый миг. В связи с увеличением числа больных мучительными и продолжительными заболеваниями стала распространенной идея эвтаназии. В переводе с греческого «эвтаназия» — хорошая, легкая смерть человека. Этим термином обозначают смерть посредством убийства из милосердия одного человека другим. Выделяют «активную», «пассивную», «принудительную» и «добровольную» эвтаназию. Пример активной (прямой) эвтаназии: введение большой, смертельной дозы морфия больному раком поджелудочной железы с генерализованными метастазами. Пассивная (непрямая) эвтаназия: отказ от приостановления кровотечения из артерии, разрушенной саркомой печени или легких с метастазами во многие внутренние органы. Добровольная эвтаназия — это когда больной сам устно или письменно просит врача ускорить наступление смерти для прекращения его нечеловеческих мук. Принудительная эвтаназия — это убийство пациента по тем или иным соображениям, оправдываемое интересами самого больного или общества.

Российская медицина отрицательно относится ко всем видам эвтаназии. Законодательства всех стран запрещают врачам помогать пациенту совершать самоубийство, если даже он страдает неизлечимым заболеванием, считая это действие уголовным преступлением, обязывает врача бороться за жизнь человека до конца, как бы мучительно он не страдал от неизлечимой болезни. В клятве Гиппократа, которую дают молодые врачи многих стран мира, есть такие слова: «Если кто-нибудь попросит у меня лекарство, чтобы при его помощи обречь человека на смерть, я клянусь не давать такого лекарства».

Иногда больной устно или письменно многократно обращается к врачу с просьбой прекратить его мучения и позволить ему безболезненно умереть. По этому поводу возникает множество вопросов. Среди них, например, такие: правильно ли поставлен роковой диагноз о скорой неизбежной смерти пациента? Насколько верно информирован больной о характере его болезни? Не появятся ли в наш век бурного развития медицины новые методы лечения ранее неизлечимой болезни в те сроки, в которые данный пациент еще будет жить?

В некоторых странах делаются попытки узаконить эвтаназию. В Великобритании первый билль о законности эвтаназии был внесен в парламент еще в 1936 г. Он предусматривал законность безболезненной смерти по просьбе больного, страдающего «неизлечимой, фатальной и болезненной» формой патологии. Но этот билль был отвергнут. Вторая — также безуспешная — попытка утвердить такой билль была сделана в 1969 г.

Несмотря на то что с врачей не снимается юридическая ответственность за жизнь и смерть их пациентов, у эвтаназии имеются сторонники как среди медицинских работников, так и среди юристов. Сторонники эвтаназии считают разумным и гуманным делом добровольную безболезненную смерть в случае неизлечимой мучительной болезни, хорошо документированной несколькими специалистами.

На Западе весьма активную агитацию за эвтаназию ведет «Общество гуманизации смерти». В программном заявлении общества говорится: «Известны случаи бессмысленного продления жизни. К примеру, когда годами сохраняют жизнь пациентам, безнадежно утратившим разум. Если пациент, будучи в добром здравии, не оставил соответствующего распоряжения на этот счет, все — ив особенности родственники — бессильны против злоупотребления властью медицины».

Многие выдающиеся деятели науки, искусства, литературы Запада поддерживают цели этого общества. При этом родоначальником идеи эвтаназии они считают знаменитого французского философа Мишеля Монтеня, который говорил: «Какая разница, сам ли человек покончит с собой или умрет естественной смертью. Добровольная смерть — прекраснейшее завершение жизни. Ибо вся наша жизнь зависит от воли других людей и только смерть — от нашей собственной».

Недавно в своем выступлении известный швейцарский писатель Макс Фриш, многие романы которого изданы у нас в стране, защищал право каждого человека, узнавшего о своем безнадежном состоянии и желающего предотвратить муки умирания, принять безболезненную смерть от своего домашнего врача. Он говорил: «Мое мнение сводится к следующему: содействие умиранию должно осуществляться по воле пациента и не принимать во внимание никакие другие факторы; при этом врач действует на основе завещательного распоряжения, то есть пациент объявляет о своей воле, прежде чем заснуть от укола морфия».

На это выступление в «Неделе» приведен комментарий специалиста по вопросам эвтаназии заведующего кафедрой философии профессора Г. И. Царегородцева. Он пишет: «На страницах западных изданий сегодня активно обсуждается возможность «легкой», «гуманной» смерти, или, выражаясь медицинским термином, «эвтаназии». Но одна гуманность — прекращение страданий — в данном случае исключает другую гуманность — сохранение жизни». Профессор предостерегает о том, что «допустимость введения эвтаназии в практику врачей, в конечном счете повлечет за собой коренной пересмотр всех этических принципов самой гуманности, не говоря уже о широких возможностях злоупотреблений и даже преступлений». И действительно, в ряде стран, например во Франции, Швейцарии, эвтаназия юридически квалифицируется как «убийство с согласия». «На мой взгляд, — пишет Г. И. Царегородцев, — в проблеме «легкой» смерти надо делать акцент на гуманизм, подразумевающий необходимость особого внимания к умирающему больному. Так, в США, Великобритании, других странах созданы специальные больницы для улучшенного ухода за умирающими».


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!