Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Индивид умирает, а вид выживает

Индивид умирает, а вид выживает

Человек находится где-то посредине между этими крайними группами организмов. По мере эволюционного усложнения организмов, как правило, увеличивается длительность их жизни. Более того, ученые даже предполагали, что увеличение продолжительности жизни необходимо для биологического процветания видов. Однако более тщательное исследование проблемы показало: не у всех видов млекопитающих в ходе эволюции наблюдается увеличение продолжительности жизни — у некоторых она осталась короткой или даже уменьшилась. Если у долго- и короткоживущих архаичных видов млекопитающих разница в длительности жизни в прошлом составляла всего только 20 лет, то у современных она достигает 60 лет. Если же взять современных млекопитающих в целом, то длительность жизни крайних по этому признаку видов различается в 40—60 раз. При этом короткоживущие виды так же хорошо приспособлены к условиям своей среды обитания, как и долгоживущие. И. И. Шмальгаузен по этому поводу писал: «Нам приходится отказаться от предвзятой мысли о «полезности» длительной жизни и признать, что для каждого вида животных (и даже каждого пола и каждой формы) имеется своя характерная и притом вовсе не максимально возможная продолжительность жизни, определяемая всей его организацией».

Наиболее известны две концепции эволюционных механизмов, формирующих видовую продолжительность жизни, А. Вейсмана и более поздняя — И. И. Шмальгаузена. По Вейсману можно выделить четыре таких механизма. Во-первых, смерть не представляет собой явления, лежащего в самой сущности жизни. Во-вторых, у одноклеточных организмов естественная (обусловленная внутренними причинами) смерть невозможна, так как особь не разделена на соматическую и зародышевую части, а гибель последней несовместима с существованием вида. В-третьих, разделение на соматические и половые клетки сделало возможной смерть многоклеточных: это обеспечивает «выгодную» для вида (адаптивную) смену поколений и является следствием отбора, направленного на сокращение длительности жизни. В-четвертых, половые клетки многоклеточных организмов сохраняют свойственное простейшим потенциальное бессмертие.

И. И. Шмальгаузен (как и П. Б. Медавар, Дж. Уильяме) в противовес А. Вейсману развивал концепцию неадаптивной природы старения. Ее можно сформулировать следующим образом: каждая клетка изначально смертна, эволюция может закрепить механизмы увеличения ее жизнеспособности. Слугой жизни называет смерть известный французский биолог Морис Моруа, создатель и руководитель всемирно известного Института жизни в Париже. «Самое поразительное, на мой взгляд, то, — указывает ученый,— как жизнь использует крайнюю меру — смерть — в своих собственных целях. Для индивидов такая мера является, конечно, поражением: к смерти апеллировать невозможно. Индивид приносится в жертву ради дальнейшего блага вида. Таков один из уроков жизни. Индивид подчинен видам: индивид умирает, а вид выживает. Но и виды также подчинены еще более загадочным структурам, они тоже не бессмертны. Эволюционное вымирание существует: динозавры выросли до гигантских размеров и исчезли навсегда. Но жизнь продолжается». И далее добавляет: «Миллиарды индивидов и миллионы видов умирают на благо жизни как чего-то более фундаментального, чем каждый из них в отдельности... Смерть возвращает наши останки Великому Целому. Новые живые существа создаются для дезорганизации и дезинтеграции смерти... Атомы и молекулы из наших останков становятся базисом новых жизней».

Замечательный геронтолог начала XX века Ч. Майонот писал о том, что биолог пока знает сущность смерти не лучше, чем сущность жизни. Но с каждым годом наука больше познает эти явления, и можно надеяться, что в будущем она разовьется настолько, что сделает понятными для нас и жизнь, и смерть. Эти слова и сейчас звучат актуально и вооружают ученых верой в возможность познания сущности этих сложнейших явлений природы. В заключение отметим, что танатология имеет и большое мировоззренческое значение, так как здесь пересекаются многие не только естественнонаучные, но и социальные проблемы. Философско-мировоззренческие вопросы смерти и бессмертия ждут своего дальнейшего углубленного изучения.

Для нас же теперь важно рассмотреть проблему смерти в связи с трансплантацией органов. Дело в том, что за последние годы операции по трансплантации различных органов человеку участились. Благодаря этим операциям сотни, тысячи людей спасены от смерти, и с каждым днем их становится все больше. Уже не воспринимается как сенсация пересадка почек, все больше появляется людей с «чужим» сердцем в груди. От того, есть ли в наличии донорские органы, зависит жизнь многих людей. В связи с этим возрастает актуальность изучения механизма смерти. Когда человека можно считать умершим, чтобы взять у него для пересадки сердце, почки, печень и другие органы? Ответ на этот вопрос имеет огромное практическое значение. Ведь нельзя спасать жизнь одного человека посредством умерщвления другого, хотя часы жизни последнего и сочтены.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!