Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Бессмертие одноклеточных организмов

Бессмертие одноклеточных организмов

О диалектическом единстве таких, на первый взгляд взаимоисключающих, явлений, как жизнь и смерть, знали еще древние. В V в. до н. э. китайский философ Конфуций в своей книге «Луньюй» спрашивал: «Не зная как следует смерти, можно ли познать жизнь?» Уже в то время было ясно, что без познания смерти нельзя познать и жизнь. Здесь сдержится глубокая мысль о диалектической взаимосвязи жизни и смерти, о том, что изучение этих двух явлений должно вестись в единстве. Ф.Энгельс писал, что «...отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится. Но кто однажды понял это, для того покончены всякие разговоры о бессмертии души... Жить — значит умирать». Так был отчетливо сформулирован закон неизбежности смерти, согласно которому смерть является постоянным элементом жизни, как бы «другой стороной медали».

Однако в те годы наука имела еще смутные представления о многообразном мире простейших организмов. После эпохальных открытий Л. Пастера, Р. Коха и других основателей микробиологии началась эра, по выражению Поля де Крюи, «охотников за микробами». Один за другим были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, сонной болезни и других опаснейших инфекций. Все они оказались представителями загадочного мира одноклеточных организмов. В короткий срок были подробно изучены десятки и сотни видов простейших, их строение и развитие. Перед взором исследователей открылся микромир жизни, законы которого порою резко отличались от законов жизни многоклеточных организмов. Было установлено, что не всегда онтогенез простейших заканчивается смертью — чаще он завершается делением, или конъюгацией, особей.

Из наблюдений и опытов над простейшими был сделан ошеломивший многих вывод: большинство простейших не имеют смерти и при определенных условиях их можно считать бессмертными! Великий закон неизбежности смерти, справедливый для макромира жизни, оказался неприменимым к мельчайшим живым существам, таким, как, например, туфелька (парамеция).

Остановимся на этом подробнее. Туфелька относится к числу инфузорий, размножающихся простым делением организма на две дочерние особи. В результате трудоемких опытов ученые нашли способ выращивать туфельку в искусственной питательной среде, причем она нормально росла и размножалась. Американская исследовательница Б. Вудреф регулярно после каждого деления рассаживала туфелек в отдельные часовые стеклышки, предотвращая таким образом половой процесс (конъюгацию), и наблюдала за жизнью многочисленных потомков единственной туфельки. Ученая задалась вопросом — есть ли у туфелек старость и смерть? Свыше 20 лет она культивировала потомков одной туфельки, получила более 15 000 поколений, а туфельки-потомки все так же прекрасно росли и делились пополам. Правда, у них наступали регулярные периоды депрессии, снижения жизнедеятельности, но туфельки преодолевали их при помощи процесса реорганизации ядерного аппарата, который называется эндомиксисом. Причем — и это нужно отметить — в процессе эндомиксиса выбрасывается частица ядерного материала (его некоторые ученые назвали некроном). Вудреф сделала вывод: инфузории, которые размножаются делением, по-видимому, обладают потенциальным бессмертием, так как при благоприятных условиях они могут размножаться без конца, не нуждаясь в конъюгации. Значит, старость и потребность в оплодотворении не являются основными свойствами живой материи. Немецкий ученый М. Гартман в течение 10 лет получил три тысячи поколений другого простейшего — евдорины. Он не наблюдал периодов депрессии. Евдорины размножались только путем деления. Ни полового оплодотворения, ни реорганизации ядерного аппарата, ни образования некрона здесь не было.

Известны и другие опыты, в которых было показано потенциальное бессмертие многих видов простейших. Например, русский ученый С. Метальников получил 4 тысячи поколений простейших. Исследования показали относительность бессмертия простейших: при неблагоприятных условиях культивирования они подвергаются старческому перерождению и гибнут. Было выяснено также, что есть такие простейшие, как стенор, которые не обладают потенциальным бессмертием.



© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!