Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Геронтология Мечникова

Геронтология Мечникова

Геронтология — наука о старении и старости — возникла во второй половине XIX в. Ее создателем по праву считается знаменитый русский ученый И. И. Мечников, прославившийся открытием фагоцитоза и своими работами по иммунологии и микробиологии. Он также разработал учение о правильном образе жизни, способствующем долголетию — ортобиоз.

По мнению И. И. Мечникова, если человек прошел нормальный цикл жизни, приводящий к потере жизненного инстинкта и безболезненной старости, то тем самым он как бы примиряется со смертью. Предел нормальной человеческой жизни, по Мечникову, не 70—80 лет, а 100—120 и более лет. Если же человек не доживает до этих сроков, то он страдает от преждевременной старости, болезни, которую нужно лечить с помощью «науки будущего» — макробиотики на основе изучения «человеческой природы». Способ лечения старости, предложенный Мечниковым (кефир и другие кисломолочные продукты, резекция толстого кишечника), был осмеян Л. Толстым. Великий русский писатель не скрывал своего иронического отношения к попыткам науки улучшить человеческую жизнь. Дело в том, что единственным средством изменения окружающего его общества Лев Толстой считал новую, основанную им религию — духовное очищение человека посредством самосовершенствования. Как всякий основатель новой религии, Л. Н. Толстой отрицал старые ценности — старую религию (официальное православие), а вместе с ней — и официальную науку. Пришлось европейски знаменитому русскому ученому, лауреату Нобелевской премии ехать к не менее знаменитому русскому писателю, чтобы поспорить о значении науки для судеб человечества. И хотя поездка супругов Мечниковых в Ясную Поляну в личном плане была успешной, переубедить Л.Н.Толстого им не удалось.

Всю свою зрелую жизнь И. И. Мечников следовал правилам ортобиоза — вел умеренный образ жизни, пил кефир и другие молочно-кислые продукты, занимался профилактикой старения. Он превратил свою жизнь в своеобразную лабораторию для проверки своей теории старения и смерти. Особый интерес к проблемам старения, долголетия, смерти и бессмертия человека проявился на рубеже двух последних столетий. Причиной этого явились успехи биологии и медицины в понимании природы жизни и смерти, в изучении закономерностей жизнедеятельности здорового и больного организмов.

В нашей стране проблемам смерти, бессмертия, омоложения посвятили свои труды И. И. Шмальгаузен, М. С. Мильман, Н. К. Кольцов, Н. Ф. Федоров, 3. Г. Френкель и др. В связи с проблемой возможности межзвездных полетов человека проблемой бессмертия глубоко интересовался основатель космонавтики К. Э.Циолковский. Выдающийся русский зоолог-эволюционист, один из создателей синтетической теории эволюции И. И. Шмальгаузен много внимания уделял проблеме онтогенеза животных, в том числе проблеме старения, смерти и продления жизни. И. И. Шмальгаузен писал, что «продление индивидуальной жизни и периода размножения вместе с увеличением размеров тела является вторым, более совершенным (по сравнению с повышением плодовитости) ответом организма на высокую потребляемость его потомства. Этот ответ характерен для более дифференцированных и стойких форм жизни, обладающих совершенными способами защиты». По И. И. Шмальгаузену, «в ряду животных осуществляется процесс развития все более совершенных и стойких форм индивидуальности... Животные с вполне стойкой активной индивидуальностью размножаются только отдельными половыми клетками. Все остальное тело рано или поздно гибнет. Смерть есть плата за приобретение высшей индивидуальности с длительным существованием... Таким образом, существование индивидуумов всегда ограничено во времени. Если не смерть, то иные причины ведут к потере индивидуальности». Если у простейших, считал ученый, «нет ничего похожего на смерть», то продолжительность жизни у «высшей индивидуальности с длительным существованием» — это приспособление, обеспечивающее оптимальное воспроизведение потомства; а смерть — «полезное приспособление, устраняющее от размножения старых, изношенных особей, которые могли бы воспроизвести лишь слабое потомство».

В то время когда известный немецкий биолог, теоретик эволюционного учения А. Вейсман рассматривал смерть как вторичное приспособление живых существ в борьбе за существование, а многие другие исследователи считали смерть первичным свойством жизни, Шмальгаузен развивает синтетический подход, объединяющий обе эти концепции. Он считает, что продолжительность жизни определяется как набором генов (наследственностью), так и «биологическими условиями существования организмов», что биологическая смерть человека обусловливает «возможность существования бессмертных творений его духа».


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!