Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Воскресшие Маркс и Энгельс

Воскресшие Маркс и Энгельс

Основные принципы материалистического подхода к проблеме человека, диалектики его жизни и смерти были сформулированы марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс покончили с умозрительным рассмотрением человека в отрыве от конкретной общественной среды. Сущность человека, по определению К. Маркса, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Если у Л. Фейербаха сущность человека всегда постоянна, то, по К. Марксу, эта сущность в историческом развитии общества постоянно изменяется. Вместе с тем, преобразуя природу на основе познания законов ее развития, человек остается природным существом, частью самой природы. Понимание человека как существа общественного позволило марксизму преодолеть фейербаховский антропологизм в вопросе о смерти и бессмертии. Марксизм, как указывает академик И. Т. Фролов, переносит этот вопрос «из сферы только индивидуального и природно-биологического существования человека в диалектически целостную сферу, где они объединяются с родовой жизнью человечества, определяемой социальными и духовными факторами, включая нравственно-гуманистические». Марксизм преодолевает трагический разлад между субъективно желаемым бессмертием и объективной краткостью индивидуальной жизни человека осознанием родового бессмертия человека. «Смерть, — писал К. Маркс, — кажется суровой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству; но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен».

Рассматривая социальную сущность человека, К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение его биологической природе. Ф. Энгельс писал, что человек выделился из мира животных и стал человеком благодаря труду. И поскольку формирование человека осуществлялось в процессе труда, именно последний и стал его первой физиологической потребностью. Организм человека нормально функционирует лишь тогда, когда он трудится и физически, и умственно. Еще английский экономист Дж. Беллеро писал, что труд также необходим для здоровья тела, как пища для жизни, что труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее.

Отражая научные, материалистические взгляды своего времени на проблему смерти, Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью». Данное определение можно назвать законом существования жизни и смерти в живой природе. Мы к нему еще не раз будем возвращаться. В. И. Ленин развил учение марксизма о социальной сущности человека, классовой природе гуманизма, о путях формирования человека будущего. В своих работах он обосновал теоретически и указал практические пути освобождения человека от эксплуатации, пути построения общества, обеспечения трудящимся счастливой здоровой долгой жизни. Следует заметить, что становление и развитие научно-материалистических представлений о природе и сущности человека происходили в постоянной борьбе с иррациональными и идеалистическими представлениями.

В конце XIX — начале XX в. апологетами смерти выступили А. Шопенгауэр, Э.Гартман и в особенности Ф. Ницше и др. Они пессимистически утверждали, что жизнь— «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, а смерть — желанная гавань корабля, истерзанного бурями океана. Идеалисты в качестве главной черты жизни и смерти признавали бессмыслицу. Шопенгауэр, отрицая воскресение тела и бессмертие души, утверждал, что «вечный принцип» бессмертия вида или рода якобы реализуется через иррациональное, жизненное начало — волю. Метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и смерти характерна и для экзистенциализма, в частности Ж.-П. Сартра и А.Камю. Фундаментальный закон существования живого, согласно которому смерть есть необходимый момент жизни, сформулированный марксизмом, а также новые достижения биологии и медицины стали научно-философским фундаментом науки о старении (геронтологии) и во многом определили естественнонаучное решение проблемы смерти в XX веке.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!