Воскресшие Маркс и Энгельс
Основные принципы материалистического подхода к проблеме человека, диалектики его жизни и смерти были сформулированы марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс покончили с умозрительным рассмотрением человека в отрыве от конкретной общественной среды. Сущность человека, по определению К. Маркса, «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Если у Л. Фейербаха сущность человека всегда постоянна, то, по К. Марксу, эта сущность в историческом развитии общества постоянно изменяется. Вместе с тем, преобразуя природу на основе познания законов ее развития, человек остается природным существом, частью самой природы. Понимание человека как существа общественного позволило марксизму преодолеть фейербаховский антропологизм в вопросе о смерти и бессмертии. Марксизм, как указывает академик И. Т. Фролов, переносит этот вопрос «из сферы только индивидуального и природно-биологического существования человека в диалектически целостную сферу, где они объединяются с родовой жизнью человечества, определяемой социальными и духовными факторами, включая нравственно-гуманистические». Марксизм преодолевает трагический разлад между субъективно желаемым бессмертием и объективной краткостью индивидуальной жизни человека осознанием родового бессмертия человека. «Смерть, — писал К. Маркс, — кажется суровой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству; но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен».
Рассматривая социальную сущность человека, К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение его биологической природе. Ф. Энгельс писал, что человек выделился из мира животных и стал человеком благодаря труду. И поскольку формирование человека осуществлялось в процессе труда, именно последний и стал его первой физиологической потребностью. Организм человека нормально функционирует лишь тогда, когда он трудится и физически, и умственно. Еще английский экономист Дж. Беллеро писал, что труд также необходим для здоровья тела, как пища для жизни, что труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее.
Отражая научные, материалистические взгляды своего времени на проблему смерти, Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью». Данное определение можно назвать законом существования жизни и смерти в живой природе. Мы к нему еще не раз будем возвращаться. В. И. Ленин развил учение марксизма о социальной сущности человека, классовой природе гуманизма, о путях формирования человека будущего. В своих работах он обосновал теоретически и указал практические пути освобождения человека от эксплуатации, пути построения общества, обеспечения трудящимся счастливой здоровой долгой жизни. Следует заметить, что становление и развитие научно-материалистических представлений о природе и сущности человека происходили в постоянной борьбе с иррациональными и идеалистическими представлениями.
В конце XIX — начале XX в. апологетами смерти выступили А. Шопенгауэр, Э.Гартман и в особенности Ф. Ницше и др. Они пессимистически утверждали, что жизнь— «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, а смерть — желанная гавань корабля, истерзанного бурями океана. Идеалисты в качестве главной черты жизни и смерти признавали бессмыслицу. Шопенгауэр, отрицая воскресение тела и бессмертие души, утверждал, что «вечный принцип» бессмертия вида или рода якобы реализуется через иррациональное, жизненное начало — волю. Метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и смерти характерна и для экзистенциализма, в частности Ж.-П. Сартра и А.Камю. Фундаментальный закон существования живого, согласно которому смерть есть необходимый момент жизни, сформулированный марксизмом, а также новые достижения биологии и медицины стали научно-философским фундаментом науки о старении (геронтологии) и во многом определили естественнонаучное решение проблемы смерти в XX веке.