Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Восхождение к научной истине

Восхождение к научной истине

В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным.

Уже в трудах философов древности встречаются попытки решить проблему смерти и бессмертия с рационалистических позиций. Например, по Гераклиту ( 544г. до н. э.), душа материальна, это — «огненная искра». Согласно Демокриту (ок. 460—370 до н. э.) душа смертна и состоит из мельчайших, наиболее подвижных атомов. Отстаивал тезис о материальности, телесности души и Эпикур (341—270 до н. э.). Смерть тела означает и смерть души, утверждал он.

Смерть, таким образом, понималась древнегреческими материалистами как материальный, природный процесс. Ряд наблюдений о смерти высказал Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н. э.). В своей знаменитой поэме «О природе вещей» он стремился освободить человека от страха смерти, раскрывая несостоятельность учения о переселении душ и считая смерть необходимостью для смены поколений. Эта традиция возродилась в трудах выдающегося философа Р. Декарта (1596—1650). Хотя Декарт считал, что человек есть связь бездушного и безжизненного механизма с нематериальной мыслящей душой, которая осуществляется богом, он в то же время, основываясь на передовых физиологических теориях своего времени, собственных исследованиях, предложил материалистическое объяснение смерти. Вклад в изучение проблемы смерти и бессмертия внесли французские материалисты XVII — XVIII вв. Опираясь на достижения науки, главным образом механики и математики, они нанесли сокрушительный удар религиозным взглядам на природу человека, смерть и бессмертие. Выступив против религиозной веры во всемогущего бога-промыслителя и посмертное существование человека, французские материалисты разработали учение о вечной природе с ее естественными законами. Заметное место среди воззрений в этой области занимает концепция жизни и смерти Ж. Ламетри (1709—1751), изложенная им в работе под названием «Система Эпикура».

Страстно и самоотверженно боролся против религиозной иллюзии личного бессмертия, за освобождение человека от гнетущего и унижающего его страха смерти выдающийся французский материалист и атеист Д. Дидро (1713—1784). Особенно яркое выражение этот подход нашел в сочинениях еще одного замечательного французского философа-материалиста П. Гольбаха (1723—1789). Он утверждал, что поскольку личное бессмертие невозможно, нужно стремиться лишь к бессмертию в памяти потомков, заслуженному благодарными делами и самоотверженным служением людям. Следует подчеркнуть, что в то время это была единственно реалистическая, честная, мужественная и возвышенная позиция, которая и поныне сохраняет свое значение. Большое внимание рассмотрению данной проблемы уделил известный немецкий философ-материалист XIX в. Л. Фейербах (1804—1872). Он выдвинул ряд интересных и смелых для своего времени — времени господства христианского догмата о бессмертии души человека — идей. Наиболее значительный вклад Фейербах внес в разработку гносеологических корней религиозной веры в личное бессмертие. «Смерть естественная, та смерть, которая есть результат законченного развития жизни, — писал философ, — не есть беда; смерть, однако, которая есть следствие нужды, порока, преступления, невежества, грубости, — конечно, зло. Эту смерть устраните из мира сего или, во всяком случае, пытайтесь как можно скорее сократить сферу ее действий! Так разум обращается к человеку».

Однако вся система аргументации Фейербаха направлена на то, чтобы обосновать тезис, согласно которому естественная смерть — не беда, если она обусловлена самой природой. Традиционным является и такой его аргумент против бессмертия, как необходимость смены поколений.

Фейербах следующим образом резюмировал собственные рассуждения о смерти и бессмертии: «В природе не существует другого бессмертия, кроме продолжения рода, при котором данное существо продолжается в существах себе подобных, то есть место умершего индивида постоянно заступает новый...». И далее он писал, что «поэтому бессмертие, по сути дела, есть лишь занятие для мечтателей и бездельников... Деятельный, занятый предметами человеческой жизни человек не имеет времени думать о смерти и поэтому не испытывает потребности в бессмертии. Если он и думает о смерти, то он усматривает в ней лишь призыв к тому, чтобы мудро использовать выпавший на его долю жизненный капитал, не тратить дорогого времени на никчемные дела, а тратить его на завершение своей жизненной задачи, которую он себе поставил». Большой вклад в развитие естественнонаучных представлений о человеке внес Ч. Дарвин, который впервые вскрыл механизм эволюции видов и человека, обосновал ряд научных идей о природе смерти. Много сделали для исследования проблемы человека, его смерти и бессмертия и современники Ч. Дарвина — Т. Гексли, Б. Уоллес, Ф. Гальтон и др.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!