Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Модернизация религии

Модернизация религии

Отказ от радостей жизни, страх перед угрозой термоядерной войны, опасностью экологического кризиса и т. д. имеет место и среди верующих в нашей стране, в особенности среди «свидетелей Иеговы». Во многом не без влияния международного центра в Бруклине (США) у последователей «свидетелей Иеговы» складываются пессимистические взгляды на смысл человеческого существования: чем хуже живет человек на земле, чем больше страданий и лишений терпит он, тем лучшая участь ждет его в мире ином. Потому иеговисты проповедуют армагеддон — гибель мира, которая наступит после окончания решающей битвы между силами добра и зла. В ее огне погибнет все грешное человечество, а спасутся и обретут бессмертие лишь уверовавшие в Иегову.

В настоящее время отмечаются попытки модернизировать религию, приспособить ее к требованиям сегодняшнего дня. И хотя этому процессу противостоят мощные консервативные силы, пытающиеся сохранить вероучение и культ в неизменном виде, жизнь постепенно берет свое. Идеи обновления все больше и больше вторгаются и в «святая святых» религии — учение о бессмертии человека. Поскольку современный человек знаком с основными достижениями естествознания, в том числе биологии и медицины, и представления об окружающих явлениях он строит на основе привлечения результатов научного познания, то неудивительно, что служители культа пытаются «подкреплять» идею бессмертия человека ссылками на науку. В качестве иллюстрации того, как используются данные современной биологии для обоснования идеи метемпсихоза, сошлемся на тот факт, что некоторые ее сторонники пытаются подвести под него генетический базис. Они утверждают, что одинаковая комбинация генов может повторяться в поколениях людей и обеспечивать развитие идентичной личности, двойника умершего человека.

Однако генетика доказывает, во-первых, невозможность повторения абсолютно одинаковой комбинации генов у людей, а во-вторых, считает, что более или менее сходный набор генов не обеспечивает преемственности сознания: даже у генетически одинаковых однояйцевых близнецов имеются интеллектуальные и психические различия, вызванные неодинаковыми условиями их развития и воспитания. Современные богословы пытаются обосновать религиозную идею бессмертия души ссылками на произвольно интерпретируемый ими закон сохранения и превращения материи и энергии. Если ни материя, ни энергия не исчезают, а переходят из одного состояния в другое, та и душа человека, утверждают богословы, не должна прекращать свое существование после смерти тела: «Наше сознание, наша действительная личность, наша душа... переходит в новую форму бытия, в новую форму жизни». Для обоснования упомянутой идеи используется не только естественнонаучная, но и социально-этическая аргументация. Так, богословы заявляют, что отрицание бессмертия души не только устраняет радужную перспективу загробного бытия, но и якобы ухудшает земную жизнь человека, создавая у него непреодолимый страх смерти.

Человек, по мнению современных теологов, наряду с агрессивностью генетически унаследовал животный страх смерти. Известно, что у животных действует мощный инстинкт сохранения жизни, избегания смерти. Лишь инстинкт продолжения рода, заботы о потомстве преодолевает иногда этот инстинкт и заставляет мать жертвовать жизнью для защиты потомства.

Современная наука доказывает, что страх смерти — не генетически детерминируемое чувство, а социальное, приобретенное в процессе жизни явление. Об этом свидетельствует вся история человеческого общества. В своей повседневной жизни многие люди, как правило, не испытывают страха смерти. Человека, по существу, страшит не смерть, а ее ожидание, мысль о предсмертных страданиях и т. п. «Бояться смерти — все равно, что бояться привидений, бояться того, чего нет»20, — писал Л. Толстой. Когда 37-летнего А. Эйнштейна, прикованного к постели тяжелой болезнью, спросили, боится ли он смерти, ученый спокойно ответил: «Нет, я так слился со всем живым, что мне безразлично, где в этом бесконечном потоке начинается или кончается чье-либо конкретное существование». Почти через 40 лет, когда он почувствовал приближение смерти, то в своем завещании просил не увековечивать его прах погребением, а развеять по ветру. Могилы Энштейна нет, он в самом деле как бы соединился со всем живым. Бертран Рассел писал: «Я знаю, что, когда я умру, я сгнию и от моего «Я» ничего не сохранится. Я не молод и люблю жизнь. Но я бы себя презирал, если бы стал дрожать от страха при мысли о смерти».

Французский поэт и драматург Жак Кокто говорит о том, что каждый человек прячет свою смерть куда-нибудь подальше и успокаивает себя всякими выдумками о том, что она всего лишь «аллегорическая фигура, появляющаяся в последнем акте». Мысли о смерти не влияют на наши повседневные дела. Мы живем, как бы ощущая себя вечными в борьбе за лучшую земную жизнь. Большинство людей тем или иным способом обретают оптимизм. Таким образом, страх смерти не является непреодолимым инстинктивным чувством, наподобие, например, инстинкта избегания боли путем отдергивания руки от горящей свечи. Он не может детерминироваться генетически, ибо отношение человека к смерти — производное всей человеческой личности, формирующейся в той или иной социальной среде. Потому мнение о том, что религия якобы избавляет человека от постоянного стресса, вызванного непреходящим чувством страха смерти, что она дает людям радость веры в бессмертную жизнь, глубоко ошибочно. Лишь научное понимание биологических закономерностей смерти убеждает человека в том, что в мире живых существ смерть отдельной особи является условием эволюции и жизни всего рода, заставляет спокойно и с достоинством переносить сознание своей смертности.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!