Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

Душа и тело

Вместилище души разные народы и религии определяют по-разному. Так, христиане, поздние иудеи, мусульмане считают, что душа обитает во всем теле человека, хотя и признают существование, так сказать, душ отдельных органов и тканей — печени, сердца, мозга, почек и т. д. Папуасы местопребыванием души считают кровь, караибы — сердце, австралийцы — легкие.

По-разному представляются и пути выхода души из тела (через рот, ноздри, раны на теле и т. д.) и ее обратного возвращения. У народов, находящихся на примитивном уровне развития, возвратить душу в тело — задача колдунов, жрецов, шаманов или знахарей.

В развитых религиях смерть является актом мгновенного и безвозвратного отлетания бессмертной души от бренного тела. Душа отлетает с последним вздохом человека. Но не случайно слова «душа», «дух», «дыхание» имеют единый корень. Это показывает, что древние отождествляли дыхание с «духом» и прекращение дыхания объясняли как выход души из тела.

Христиане и мусульмане заимствовали такие представления у других, более древних, чем христианство и ислам, религий. Известно, что еще задолго до появления христианства древние обитатели Ирана — парсы — утверждали: при смерти из человека вылетает дух, душа, которая может переселиться в другие тела и даже в животных (переселение душ). На одной из древних иранских картин изображен умирающий богатый человек, к устам которого поднесена собачка в надежде на то, что отлетающая при смерти душа переселится в нее. В исторически более близкое к нам, но все же в предшествовавшее возникновению христианства время сходного взгляда придерживались и жители Древней Греции. На древнегреческих вазах можно видеть изображение Ахиллеса, пронзенного копьем. В момент умирания душа Ахиллеса в виде маленького голубя отлетает ввысь. А чтобы душе не было «скучно» в загробном царстве, с ней вместе отправляли близкие души. Уже упоминаемый нами жестокий обычай погребального жертвоприношения ранее был распространен у многих народов. Когда у древних славян умирал знатный человек и его душа переселялась в царство теней, вместе с ним хоронили его жену, слуг, рабов, даже некоторых животных, души которых, как считалось, следовали за душой их господина.

Варварский обычай человеческого жертвоприношения существовал весьма продолжительное время, он отражен во многих произведениях живописи и литературы. Например, известный норвежский писатель К. Хоит в историческом романе «Тризна по женщине» ярко описал человеческое жертвоприношение по случаю погребения древнескандинавской королевы Асы. На одре смерти Аса распорядилась убить 12 рабов и приближенных, но ее алчный наследник уговаривает ее взять с собой в погребальный курган лишь одну прислужницу. В результате компромисса убили одну приближенную, зато самую красивую женщину в королевстве. В Китае, Индии существовал ритуальный обычай самоубийства жен, желающих следовать за своим умершим мужем. В английском кинофильме «Далекие шатры» показано, как еще в XIX веке живую жену сжигали на погребальном костре вместе с умершим мужем. Отголоском древних обычаев, основанных на существовании души умершего, являются поминки — обряд, дошедший и до наших дней.

Ныне различные течения христианства апологетизируют смерть, представляя ее как тот вожделенный миг, который открывает возможность человеку соединиться с Богом, дает путь в вечную жизнь. В частности, современные евангельские христиане-баптисты считают, что «смерть является дверью в более совершенный мир». Сама же земная жизнь рассматривается как подготовка к загробной жизни. Поскольку жизнь — следствие присутствия нематериального, божественного начала, а смерть — таинственный акт разлучения божественного начала с прахом, то сущность жизни и смерти, дескать, загадочна и недоступна человеческому познанию.

Богословы утверждают, что христианство, провозглашая бессмертие души, является «радостной религией», так как «душа, примиренная с Богом, не страшится смерти», ибо знает, что есть за гробом жизнь иная, жизнь вечная без счета лет». На самом же деле многие верующие боятся «перехода в потусторонний мир», ведь проповедники внушают им, что безгрешен только Бог и потому большинство из них обречено на вечные адские муки, лишь немногие преодолеют узкий и тернистый путь к вечному блаженству. «Мы не должны забывать, — утверждает православный богослов, — что спасают нас не труды и не подвиги, не скорби и добрые дела, а дарует нам вечное блаженство Спаситель мира — Господь наш Иисус Христос! Без него никакие добродетели и заслуги наши не введут нас в Царство Небесное».


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!