Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Христианские верования

Христианские верования

Христианские богословы, разрабатывая представления о едином и всемогущем Боге, приписывали ему роль гаранта человеческого бессмертия, о чем свидетельствовало мифическое воскресение Иисуса Христа. В первоначальном христианстве по данному вопросу еще выражалось сомнение. Так, в Первом послании корифеянам сказано: «Если же о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых, то как некоторые из нас говорят, что нет воскресения мертвых» (I Кор. 15:12). Далее там говорится: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (I Кор. 15, 13—14, 19).

С того времени вера в бессмертие стала настойчиво утверждаться в христианстве. Один из первых христианских апологетов Тертуллиан (ок. 160 г.— после 220 г.) писал: «Надежда христиан есть воскресение мертвых. Оно делает нас верующими...» То есть речь идет не только о бессмертии души, но и о бессмертии «плоти», тела человека. Таким образом, вера в бессмертие души в христианстве есть также и вера в физическое бессмертие человека. В книгах Библии приводится много рассказов о персонажах (Адаме, Ное, Мафусаиле и других), которые якобы жили по нескольку сот лет. Заслуживает внимания христианское учение о душе. Если на более ранних стадиях развития религии душу представляли натуралистично, как нечто телесное, что отразилось, например, в древнейших книгах Библии, где говорится: «...душа всякого тела есть кровь его» (Левит, 17; 14), то затем ее стали понимать отвлеченнее, как нечто бестелесное, обладающее сверхъестественными свойствами, в частности бессмертием. В христианстве существуют три основные точки зрения по вопросу о происхождении души. Одни (Ориген, Климент Александрийский и др.) отстаивали учение о предсуществовании сотворенных Богом душ. Другие (Григорий Нисский) считали, что душа переходит от родителей к детям. Третьи (Августин Блаженный) утверждали, что Бог творит душу из ничего в то время, когда формируется тело человека в чреве матери. Можно выделить не меньшее количество точек зрения и о природе души. В частности, раннехристианский теолог Арнобий считал, что душа — неопределенной, двойственной природы: люди «могут погибнуть, если не будут знать Бога, и избавиться от утраты жизни, если обратятся к его милосердию и благости». Некоторые христианские богословы полагали, что душа является смертной. Титиан (II в.), например, утверждал, что душа имеет земное происхождение, сама по себе не что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого, что по природе своей она не бессмертна, а смертна и способна к разрушению. Этой же точки зрения придерживался святой Ириней Лионский (конец II — начало III в.) и другие богословы.

Вера в бессмертие души не стала в позднем христианстве общепризнанной. Например, иеговистский теолог И. Рутерфорд утверждает, что мысль о бессмертии души родилась у сатаны, у дьявола, что если бы человек обладал бессмертной душой, она не могла бы быть предана смерти. И далее он продолжает: «Отсюда мы видим, что Бог не был бы в состоянии привести в исполнение приговор, вынесенный им грешнику, и справедливость бы потерпела неудачу».

Другие же богословы, наоборот, утверждают, что душа бессмертна, ибо она частица бессмертного Бога. «Сознание (наша действительная личность) неотделимо от материи, т. е. от нашей физической, животной природы... Во время нашей физической, телесной смерти наше сознание, наша действительная личность, наша душа отделяется от материи, от животной природы и переходит в новую форму бытия, в новую форму жизни. После смерти душа продолжает жить без тела, т. е. без телесного сосуда». Отсутствие единодушия у христианских богословов по вопросу о бессмертии души обусловливает разноречивость их взглядов на посмертные судьбы людей. В Евангелии от Иоанна в связи с этим сказано: «Кто соблюдает слово мое, тот не увидит смерти вовек» (8; 51). Тем, кто пренебрегает заповедями божьими, Евангелие от Матфея обещает ужасные страдания: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего... Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающие беззакония... и ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов...» (13; 40—42).

Раннехристианский теолог Арнобий и его единомышленники защищали точку зрения, согласно которой грешники в конце концов будут полностью уничтожены, претерпев предварительно мучения, соответствующие их злонравию. «Это,— утверждал он,— есть истинная смерть человека, который ничего не оставляет после себя, ибо та, которую мы видим перед глазами, есть разлучение душ от тел, а не последний предел уничтожения. Это, говорю, есть истинная смерть человека, когда души, познающие Бога, уничтожаются после долговременных мучений неугасимым огнем». Ориген (185—254 гг.) со своими последователями считал, что у всех, даже у грешников, остается возможность к раскаянию и спасению. Сторонники этого учения утверждали, что грешники претерпят долгие мучения, которые прекратятся, когда души будут очищены от греха. Ориген писал, что «все будет восстановлено в первоначальное единство, и Бог будет во всем. Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе» Однако в конечном счете в христианстве восторжествовало учение о вечности мучений грешников. Ревностным его сторонником был Августин Блаженный (354—430 гг.), утверждавший, что так как вечная жизнь святых будет без конца, мучения грешников также не будут иметь конца. Провозглашение учения о вечности мучений единственно верным позволило превратить естественное стремление людей к долгой и счастливой жизни в действенное орудие устрашения народных масс. «Представим же,— взывает, например, Иоанн Златоуст, — какое мучение быть сжигаемым, непрестанно находиться во мраке, испускать бесчисленные вопли, скрежетать зубами и не быть услышанным». И далее: «Мрак и отсутствие света не дозволит нам распознать даже близких, но каждый будет в таком состоянии, как будто он страдал один».


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!