Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Библейский взгляд на бессмертие

Библейский взгляд на бессмертие

Не менее богатыми мифами и легендами о бессмертии обладали и творцы священного писания. Библия (в переводе с греческого — «книги») представляет собой комплекс преимущественно религиозных литературных произведений, сложившихся на территории Передней Азии в иудейско-израильской среде на протяжении XIII в. до н. э.— II в. н. э. Она состоит из Ветхого и Нового завета (завет— союз с Богом). Ветхий завет — более древний источник, чем завет Новый. Наряду с Талмудом Ветхий завет является священной книгой в иудаизме. А книги Нового завета почитаются в качестве священного писания христианами. Его название связано с учением о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа. Древние иудеи считали, что именно Бог обрек на смерть библейских перволюдей и их потомков. Согласно библейской легенде, первые люди — Адам и Ева, вкусив по наущению змея запретный плод с древа познания добра и зла, стали равными Богу, могли найти в раю «древо жизни» и стать бессмертными. Чтобы этого не случилось, Бог изгнал их из рая и обрек на тяжелое земное существование.

Первоначально в религии древних евреев не было понятия о жизни в потустороннем мире, подчеркивалась ценность земной жизни. В качестве вознаграждения человеку за его праведную жизнь Бог давал ему долголетие. Так, в ранних книгах Библии есть такие слова: «...чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой дает тебе» (Второзаконие, 5:16). При этом ни слова не говорится о загробном воздаянии. Таким образом, идея о загробном воздаянии возникла и получила развитие позднее. В священной книге иудеев Талмуде представления древних евреев о жизни после смерти более развиты. Рай здесь наполнен чудными благоуханиями, ад — нечистотами. В загробной жизни нет ни питья, ни пищи, праведные с венками на голове созерцают Бога Яхве. Впоследствии на развитие иудаизма большое влияние оказало восточное религиозное учение о переселении душ. Древние евреи допускали, что душа Адама переселилась в Давида, а затем перейдет в мессию (спасителя). Таким образом, в иудаизме есть элементы реинкарнации.

Современный иудаизм, проповедуя веру в бессмертную душу, которая будто бы продолжает свое существование после смерти тела, интересуется судьбами оставшихся в живых родственников, помогает им в беде или, наоборот, мстит им за обиды, стремится использовать погребальный культ для укрепления своего влияния среди верующих. «У некоторых верующих от всей их религии,— пишет М. И. Шахнович,— осталось только желание с помощью ее не потерять связи с дедами и отцами». Это наиболее устойчивый пережиток очень древних верований и обрядов. Верующие особенно строго отмечают годовщину смерти своих родителей — порцайт, обязательно посещают синагогу в дни поминовения душ умерших. И даже некоторые неверующие люди хотят быть похороненными, «как их деды и отцы», и чтобы кто-нибудь произнес «поминальную молитву».В Библии сведения о душе и бессмертии весьма противоречивы, что объясняется, в первую очередь, изменениями религиозных взглядов древних евреев в период становления у них классового общества. В ранних книгах Ветхого завета утверждается, что жизнь души прекращается со смертью тела. Так, в книге Екклесиаста говорится: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда... в могиле, куда ты пойдешь, нет работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (9; 4—10). Один из современных богословов так излагает этот довод: «Трудно надеяться, что исчезнувшее облако появится вновь и также могила возвратила своих мертвецов».

Положения о бессмертии души и загробном воздаянии появляются в более поздних книгах Ветхого завета, а также в Новом завете. Это объясняется тем, что в те времена причины старения и смерти усматривали не в природе организма, а в установлении и волеизъявлении Богов. Бессмертными были только Боги, но не люди. Эти воззрения древних народов, в том числе и иудеев, и отразились в первых пяти книгах Библии — так называемом Пятикнижии Моисея. Как и в шумеро-вавилонском сказании о Гильгамеше, в библейском мифе особая роль отведена змею, который при явном попустительстве всеведущих Богов обрек людей на старость и смерть. В первом случае он просто похитил чудодейственное растение Ур-Эа, во втором — спровоцировал первых людей Адама и Еву на нарушение божественного запрета, грозившего им старостью и смертью — вкушать плоды с дерева познания добра и зла (есть плоды с дерева жизни им разрешалось).«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертно умрешь» (Бытие, 2:16—17). И здесь явился Еве хитрый змей. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Бытие, 3:1—5).

После того как Адам и Ева ослушались Бога и вкусили плод с дерева познания добра и зла, Бог изгнал их из рая «и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие, 3—24). Таким образом, согласно Библии, случилось так, что человек сам лишил себя бессмертия и обрек на смерть не только себя, но и всех своих потомков. Болезни, старость и смерть — это жестокое наказание Бога людям. Отметим, что первоначально идея бессмертия не несла в себе каких-либо ярко выраженных социальных функций. Однако в последующем обострение классовых противоречий в рабовладельческом обществе, утрата людьми уверенности в своем завтрашнем дне, распространение пессимистических настроений обусловили появление христианства, основной идеей которого является идея воздаяния страждущим и обездоленным в царстве небесном, то есть в потустороннем мире.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!