Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Смерть и погребение

Смерть и погребение

Общественное неравенство сказывалось и в погребальном ритуале. Например, на Самоа, Тонго, Маркизских островах тела вождей бальзамировали и помещали в особые усыпальницы, простых же общинников зарывали в землю или пускали в лодке в море. Славяне также различали в человеке тело и душу, которая продолжала жить после смерти. Это подтверждается захоронениями древних славян — в могилу клали различные предметы, необходимые в загробной жизни, убивали коня, иногда — у знатных — раба и даже жену. Слова «рай» и «ад» — дохристианского происхождения и обозначали блаженную страну или подземный огненный мир, куда улетает дух умершего. В отличие от многих народов славяне боялись не духа мертвеца, а тела, которое, по их верованиям, способно было вставать из могил и вредить живым. Чтобы этого не случилось, труп прибивали осиновым колом, читали заклинания и т.д. Те, кто погибал неестественной смертью, назывались «нечистыми». Им приписывали дурное влияние на погоду, на урожай, на судьбу живых людей. Их называли упырями, вампирами, мертвяками, заложными.

Древних киевлян, как и всех язычников, называли «безнадежниками», так как они не обладали бессмертием. После крещения населению Киевской Руси было обещано бессмертие. Весьма своеобразные взгляды на посмертное существование отражены в греческой мифологии. Древние греки считали, что смерть заключается в переселении человеческой души и тела в особое «царство теней», где умершие проводят свое существование как бестелесные тени, без особых радостей, но и без страданий. Хотя древнегреческая поэтесса Сафо писала: «Смерть есть зло. Самими это установлено богами: умирали бы и боги, если б благом смерть была», смерть сама по себе не внушала грекам особого страха. Казалась ужасной лишь сама мысль о том, что после смерти тело может остаться непогребенным, будет отдано на съедение диким зверям. В знаменитой трагедии Софокла «Антигона» рассказывается о том, как юная девушка идет на добровольную смерть, лишь бы выполнить свою священную обязанность — похоронить тело убитого брата. Подобные представления влияли не только на литературу, но и на политическую жизнь: вспомним событие последних лет Пелопонесской войны — осуждение и казнь афинских стратегов за то, что они не похоронили тела воинов, убитых в Аргинусском сражении (406 г. до н. э.).

В гомеровском эпосе ярко отразились представления древних греков о смерти тела и бессмертии души человека, обитающей в мрачном царстве Аида. И хотя мир богов в поэмах Гомера представляет собой «избавленное от смерти и страдания отражение мира людей», все же древние греки предпочитали земное существование любому небесному блаженству. Об этом свидетельствуют многие литературные источники Древней Греции, в том числе «Одиссея». Вспомним, например, как Ахилл обращается к Одиссею: «О, Одиссей, утешение в смерти мне дать не надейся, лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвым». Древние римляне верили в подземное царство, подобное Аиду, где властвует грозный Орк и куда переносятся души умерших. Но существовала вера и в Элизиум — поле блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому душа умершего не теряет связи с телом. Римляне старались сооружать гробницы близ дорог и оставляли на них многочисленные надписи, из которых следует, что они считали, что умерший поддерживает связь с живыми.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!