Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

ГлавнаяРеальность долголетия ⇒ Есть ли за гробом жизнь иная

Есть ли за гробом жизнь иная

Ибо прах ты и в прах возвратишься.

Бытие, 3,19


Люди умирают, и поэтому они несчастны.

Альбер Камю


«Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть» — такую надпись оставили наши далекие предки на орхонских каменных надгробиях. Эти слова могут служить отражением вывода, который был сделан человеком еще в глубокой древности,— все люди смертны. Проникнуть в тайну рождения и смерти человек пытался еще на заре возникновения человеческого общества, когда стал осознавать себя человеком умирающим. Тогда же возникла у него и мечта о бессмертии. Смена времен года, природный кругооборот давали человеку основание полагать, что и за «последней чертой» он продолжит свое существование. Богословы же пытаются приписать веру в бессмертие человека религии. Так, в одном богословском словаре говорится: «Вера в бессмертие есть одно из постоянных верований в человеческом роде, она такая же древняя, как сам человек и его религия». Однако это утверждение опровергается тем фактом, что представления о загробном существовании возникли задолго до появления религии.

Некоторые исследователи предполагают, что в человеческой истории существовал когда-то безрелигиозный период. Наидревнейший обычай — захоронение мертвых — с самого начала не был связан с верой в существование души покойного и с обязанностью почитать и умилостивлять ее посредством обрядов. «Различие между материей и духом, а следовательно, и между душой и телом, — отмечает видный итальянский религиовед А. Донини, — незнакомо первобытному обществу». Представление об этом различии зарождается только тогда, когда человеческая семья, по выражению Ф. Энгельса, «раскалывается» и организация общества, основанная на равном распределении работы, уступает место общинно-родовому строю, основанному уже на разных видах частного накопления и первых классовых различиях. Таким образом, идея о том, что посмертная судьба человека определяется его поведением в земной жизни, возникла в сравнительно поздний период истории цивилизации. Различные археологические и этнографические исследования подтверждают, что первоначально погребение мертвых отвечало лишь одной потребности: обеспечить покойному продолжение его материального существования. Такие представления сохранились в некоторых родоплеменных религиях до настоящего времени.

Вот что пишет, например, известный исследователь народностей Африки и Южной Америки Г. Райт: «Для камайюра (племени южноамериканских индейцев) идея смерти не связана с моральными или этическими ценностями. Понятие смерти как наказания за злодеяния живых просто не существует для них. Для них смерть — это всего лишь переход из страны живых в страну мертвых».

Когда начинают складываться классовые отношения и возникают религиозные верования, представления о жизни после смерти претерпевают изменения. Первоначально бессмертие приписывается только богам. Так, древние шумеры считали, что далеко на юге, посреди Нижнего моря, откуда по утрам подымается лучезарный Уту, в безбрежных владениях премудрого Энки поднялся из вод остров Дильмун. Это был счастливый уголок Земли, над ним никогда не сгущались тучи, чистый и прозрачный воздух едва колыхался, тишину нарушал лишь отдаленный прибой. Там царили мир и тишина. Далее в шумерском эпосе говорится: «Райский остров был населен племенем бессмертных. Внешним видом они напоминали людей, но обладали вечной жизнью. Они не знали, что такое болезнь и дряхлость. Среди них не было ни одной вдовы и ни одного вдовца. Они не знали, что такое головная боль и глазные болезни. Женщина достигала преклонного возраста, но оставалась юной и свежей. Мужчина становился все старше, но, старея, не чувствовал себя стариком... Ни один обитатель Дильмуна не пересекал реки, обтекающей подземный мир. Ни один жрец не ходил вокруг покойника, оплакивая его, ни один певец не возглашал жалобных песен по умершему».

Важнейшими чертами счастливой жизни древних жителей Шумер были мир, здоровье, вечная молодость и бессмертие. О сотворении людей в шумерском эпосе сказано словами праматери всего сущего Налему, обращенными к ее сыну Энки: «Сотвори людей, которые будут слабее богов и безропотно станут на них работать». Как рассказывается далее, Энки «добился удачи и слепил сильных и разумных мужчин и женщин, во всем подобным богам. Только бессмертия они были лишены и должны были смиренно и безропотно служить великой семье богов и богинь». Обреченность на тяжкий труд, болезни и лишения, старость и смерть — вот что отличает, по представлению древних шумеров, людей от богов. Считалось, что человек бессилен здесь что-либо изменить. Представления о загробной жизни в вавилонской религии весьма смутны. По господствующим поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды.

Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Вся религия народов Месопотамии была ориентирована на земную жизнь, она не обещала человеку награды или утешения в потустороннем мире. В вавилонском эпосе рассказывается о том, как легендарный герой Гильгамеш, опечаленный кончиной своего друга, пустился на поиски бессмертия. Однако ему было заявлено: «Бессмертие, которого хочешь, ты не отыщешь! Когда род людской создавали боги, смерть они приказали роду людскому и в своих руках жизнь сохранили». Поэтому люди должны довольствоваться радостями земной жизни. Тем не менее, древние допускали, что из этого правила могут быть счастливые исключения. Из того же эпоса мы узнаем, что волею богов двум людям — Утнапиштиму и его жене — было даровано бессмертие. Но Гильгамешу рассчитывать на такой дар не приходилось, у него не было божественного покровителя. Однако герой не ушел с пустыми руками, Утнапиштим дал ему волшебное растение, о котором Гильгамеш говорит так: «Ур-Эа, растение это весьма знаменито, из-за него человек получает дыхание жизни. Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан, имя его — старик становится юным. Я его съем в Уруке и юношей стану». Но по дороге домой, когда герой умывался водой, оказавшаяся поблизости змея учуяла запах растения, подползла и утащила его. Так неудачно закончился поход героя за юностью и бессмертием.


Читайте также:


© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!