Духовная экология Генадий Бердышев
Реальность долголетия



Реальность долголетия
Содержание
Есть ли за гробом жизнь иная
Представления о загробной жизни в Египте
Реинкарнация и жизнь после смерти
Смерть и погребение
Библейский взгляд на бессмертие
Христианские верования
Душа и тело
Точка зрения атеиста
Модернизация религии
Попытки подсчёта душ
Воскресение Христа – синоним воскрешения Природы
Загадка смерти
Бессмертие одноклеточных организмов
Отсутствие размножения удлиняет жизнь
Что такое живой труп
Когда наступает смерть
Эвтаназия для безнадёжно больных
Смерть на службе эволюции
Как увеличить продолжительность жизни
Ювенология
В поисках бессмертия
Экспериментальное бессмертие
Мифические долгожители
Реальные случаи долгожительства
Как увеличить продолжительность жизни
Все зависит от образа жизни
Не воскресение, а оживление
Предсмертные галлюцинации
Киборги наступают
Летаргия: как отличить сон от смерти
Гены и возраст
Причины старения
Генетические часы смерти
Реальность долголетия
Многоэтажность старения
Антропогенетика
Превентивная геронтология
Национальные системы здорового образа жизни
Чем отличаются долгожители
Эмоции и возраст
Методы борьбы со стрессом

Предисловие

Когда часы жизни неумолимо убыстряют отсчет конечности пройденного пути, каждый человек, подытоживая богатство прожитых лет, вершит великий суд своей совести: было ли также богато добрыми делами его бытие, посадил ли он хоть одно свое заветное дерево, завершил ли начатые дела... О смерти рано или поздно размышляет каждый человек и едва ли не больше, нежели обо всех иных проблемах. Что же это за явление — мир иной, небытие, смерть? Что ждет человека за последней чертой? Можно ли избежать фатального конца? Или хотя бы отодвинуть его границы?

На протяжении веков человек пытался проникнуть в тайну рождения и смерти, облекал ее в причудливые фантастические одежды. Так рождались мифы, легенды, верования, в которых отразились мечты древних народов о бессмертии, поиски эликсира вечной молодости и красоты.

«Всякая религия, — говаривал один великий философ, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Именно страх смерти, непонимание ее причин и механизма привели к возникновению религиозных представлений о ней. Более того, учение о смерти, бессмертии, воскресении, вечной жизни является ядром любой религии. Наиболее распространенные религии возникли в древности, и естественно, что они впитали в себя мифы и легенды того времени о смерти — этом, кажущемся грозным, биологическом явлении, завершающем жизнь каждого человека. В них так или иначе форма потустороннего существования ставится в зависимость от деяний человека в земной жизни: праведники обретают вечное райское блаженство, грешники осуждаются на вечные мучения в аду; душа умершего переселяется в любое живое существо и пр.

Древние представления о смерти и бессмертии, зафиксированные в священных книгах религий, почти в неизменном виде дошли до наших дней, хотя сами религии по мере развития человеческого общества претерпели значительные изменения. Ныне предпринимаются попытки модернизировать религиозные догматы, привлечь для доказательства их истинности научное знание, сделать их созвучными времени, близкими и понятными современному верующему. Поэтому богословы провозглашают основанием человеческой деятельности не только веру, но и знания. Вместе с тем всегда допускается возможность чуда, на котором основывается и религиозное учение о смерти, воскресении и бессмертии.

В проблеме бессмертия человека выделяют, наряду с естественнонаучным, биологическим и социально-мировоззренческим, также социально-творческий аспект, который обычно связывают с бессмертием личности человека, продолжающей жить в созданных им творениях ума и духа, в результатах его труда и борьбы. Человек как индивид умирает, но созданные им творения, характеризующие его личность, продолжают жить в веках. Именно это подразумевал А. С. Пушкин, когда писал: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит...»

Несмотря на то, что мы много размышляем о смерти, в нашей стране, как ни парадоксально, не принято публично обсуждать проблемы смерти, а ведь они пребывают в диалектическом единстве с проблемами жизни. Можно даже сказать, что на значительную часть проблем жизни и смерти, как и на многие другие очевидные вещи, до недавнего времени распространялась политика замалчивания. Мы зачастую считаем, что эти проблемы решаются сами собой. А человек, который не имеет понятия о соотношении этих категорий, всю жизнь находится под бременем ужаса смерти. Во многом таким положением объясняются самые разнообразные извращения. А иные, действуя по принципу «один раз живем», стараются брать от жизни все, считая нравственные законы выдумкой моралистов. Поэтому важно разобраться во всех этих вопросах, возвратить людям моральную опору, вывести из анабиоза их совесть, достоинство, сострадание...

Современная наука занимается преимущественно проблемами жизни. Проблемы же смерти часто остаются вне поля ее зрения. Например, в последние два-три десятилетия учеными нашей страны слабо разрабатывались многие вопросы явления смерти, не решались морально-этические проблемы, связанные с трансплантацией органов. Даже само понятие «смерть человека» в современном его толковании — мозговая смерть — было законодательно определено в нашей стране лишь в 1986 году. Тем не менее в последние годы намечается оживление и в этой области науки. Многие геронтологи расширяют исследования факторов, влияющих на старение человеческого организма, продолжительность жизни, и разрабатывают рекомендации по ее увеличению. Речь идет здесь прежде всего о том, чтобы обеспечить человеку здоровую старость, избавить от множества болезней, которые постигают его в этом возрасте, с детства привить культуру здорового образа жизни с учетом индивидуальных данных. А задача эта не только научно-медицинская, но и социальная. Ее реализация непосредственно влияет на повышение роли человеческого фактора.

Изменение всех сфер жизнедеятельности нашего общества осуществляется в интересах человека, и главным ее действующим лицом должен быть человек, народ. Поэтому должна быть и социальная направленность политики государства, обращенная к человеку, к преодолению всего негативного, что было в предшествующие периоды, с тем чтобы постоянно улучшалось самочувствие человека, условия жизни, росло достоинство.

Социальная направленность политики предполагает не только улучшение экономического благосостояния людей, но и укрепление их здоровья, продление активного долголетия. Решение этих задач окажет благотворное влияние и на экономику страны, которой наносит огромный ущерб высокий уровень заболеваемости населения. Поэтому забота о здоровье людей не только гуманная обязанность нашего общества, но и очень важная сфера экономики, ведь экономический эффект от продления жизни в трудоспособном возрасте на один год составляет много тысяч рублей на одного работающего. И вот здесь счет экономического эффекта идет уже на сотни миллиардов рублей.

Существует множество теорий и гипотез о возможности влияния на видовую продолжительность жизни человека. Порой страсти оптимистов в этой области в чем-то сродни мечтам древних о бессмертии. Но тернистый путь к научным открытиям не устлан розами, на нем встречаются и иллюзии и заблуждения.

Эхо надежды на вечную счастливую жизнь, передаваясь и трансформируясь в поколениях огромного человеческого древа, так или иначе живет в современниках. В зависимости от мировоззрения оно отражается в научном поиске реальных средств активного долголетия, в околонаучных иллюзиях или в религиозном утешении, в частности в идее бессмертного существования в потустороннем мире.



© 2004-2021 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
duhzemli.ru обязательна!